İdeoloji iş- beyinlər uğrunda mübarizə
Речь Президента на юбилейной годовщине Бакинского государственного университета, 26 ноября, менее всего может быть названа церемониальной, речью «по случаю». Отнюдь. Все три фазы-функции лидерства нашли отражение в дискурсе Президента: диагностическая, то есть историко-оценочная, политико-формулирующая и политико-реализующая. Современное Азербайджанское государство обладает ценностным ядром, сфокусированным в личности Гейдара Алиева, - это духовное наследие как своего рода моральные скрепы азербайджанского общества. Идеологическая ориентация Ильхама Алиева предопределена этим наследием и, следовательно, содержит в себе модерные начала, окрашенные политическим национализмом, отстаиванием его главной ценности, - государственного суверенитета. Идеология азербайджанизма, о которой говорят статусные политики, по факту содержит в себе просвещенческие ценности. Они узнаваемы в дискурсе Президента. И есть резон назвать их. Это необходимо, чтобы укоренить в общественном сознании идею единства национальной истории ХХ столетия.
Просветительские идеалы заложили фундамент эпохи Модерна (1918-1991 г.г.). На примере истории университета можно заключить: Азербайджанская Демократическая Республика и Азербайджанская ССР видели свою задачу в воспитании и образовании, в приобщении к знаниям всех и каждого. Их разделяла политическая идеология, но мировоззрение было единым – модерным, антитрадиционалистским. И, когда Президент говорит о том, что «мы живем и должны жить в традиционном обществе», то он имеет в виду традиционное для нас модерное общество, образ которого сложился за десятилетия прогрессивных трансформаций Азербайджана. При этом уточняет сказанное, полемизируя с западным постмодерном, в его нынешнем виде: «Мы строим государство на традиционных ценностях, есть старшие и младшие. … Мы должны уважать женщин, беречь, защищать их: не они нас, а мы их. Есть гендерное равенство, и мы принимаем его. Но мы не можем жить за рамками традиционного мышления, пусть об этом знает и молодое поколение».
И АДР, и АССР выдвигали идею формирования современной личности, утверждая истину о праве каждого на доступ к благам культуры, о равенстве людей перед законом. Избавление от всех социальных неурядиц видели в распространении знаний, в победе рационализма и в борьбе с темнотой и предрассудками. Они солидарно отрицали теократию и стояли за светское государство. Еще один признак – исторический оптимизм, вера в прогресс, в гармоничное развитие общества и человека. Сильнейшей мотивацией была проблема наилучшего общественного устройства. Именно в культурной, просветительской практике вычисляется глубинная общность двух режимов, притом, что их разделяли идеи национализма и социализма, обостренные гражданской войной. Объективно АДР был образцом социализированного национализма, а последующее время привело к национализации модерных начал, интернационального социализма. К началу 90-х годов социализм в Азербайджане напитался национальными смыслами и потому переход в новое состояние был по сути безболезненным. И, конечно, Гейдар Алиев отчетливо видел модерную сердцевину двух государственных образований – приоритет просвещения, науки в политических целеполаганиях в 1918-1920 и в 1920-1991 годах Это видение недвусмысленно выразилось в его «Обращение по поводу наступления XXI века и третьего тысячелетия (29 декабря 2000 года)». 13 ноября 1996 года в интервью турецкому телеканалу Гейдар Алиев имел моральные основания говорить: «Коммунистическая система чуждой мне не представлялась. Я неоднократно об этом говорил – все периоды моей жизни мне дороги. Ничего ошибочного не совершал. Все, что делал, я делал правильно и ни о чем не жалею». И это при том, что Гейдар Алиев стал знаменосцем суверенитета, о чем, напомнил Президент в речи 26 ноября 2019 года.
Идеалы Модерна входят полновесной величиной в мировоззрение Ильхама Алиева и Мехрибан Алиевой и не надо быть большим прозорливцем, чтобы увидеть как модерные ценности и подходы «строят» современный Азербайджан. Это впечатление несколько затеняется риторикой суверенитета, имеющей право на существование: слишком сильны воспоминания об имперской государственности.
«Бакинский государственный университет был учрежден постановлением Азербайджанской Демократической Республики». Основатели Республики, - справедливо замечает Ильхам Алиев, «хорошо понимали, что построить сильное независимое государство в безграмотном обществе невозможно». И в данном случае надо иметь в виду и тот факт, что споры об университете велись между европейски ориентированными политиками и узкими националистами. Последние отрицали необходимость учреждения университета в силу его русской языковой природы. Русскоязычный Закавказский университет переехал из Тифлиса, где правили грузинские меньшевики в Баку по приглашению главы правительства Н. Усуббекова. Политический класс Республики в 1918-1920 годах представлял собой торжество идеи тюркской солидарности. Их объединял русский язык, выполнявший коммуникационные задачи. К тому же в аппаратах министерств работали русские, евреи, армяне, грузины, поляки, немцы, татары и др. К примеру, министром просвещения и вероисповедания был выпускник Сорбонны, Рашид хан Капланов, кумык по национальности. Он, в частности, говорил, что открытие университета «на одном из богатейших языков Европы» итожится тем, что «этот университет будет служить Азербайджанскому государству и тюркской культуре».
В апреле 1919 года стало известно, что университет будет работать в составе четырех факультетов – медицинского, естественного, юридического и восточного, что правительство отпускает 10 млн. рублей на его организацию. В мае-июне 1919 года работала большая, структурированная университетская комиссия, воодушевленная заявлениями правительства, что оно «не будет жалеть никаких средств для надлежащего оборудования и всего необходимого для осуществления этого дела, будучи уверено, что члены комиссии своими знаниями и любовью к делу внесут необходимую лепту в дело строительства высшего образования в Азербайджане». Устав университета покоился на двух краеугольных положениях: автономное управление и конкурсное замещение должностей – факт, отражающий усвоение прогрессивных организационных форм российских и европейских университетов. Университет открылся 15 ноября 1919 года в составе двух факультетов – историко-филологического и медицинского. Обращает на себя тот факт, что университет рассматривался в духе геокультурной формулы, используемой в наше время. «Бакинский университет, стоящий на рубеже Востока и Запада», сочетает «великие заветы и традиции Востока с западно-научными доктринами». Эти слова первого ректора В. Разумовского, разделялись политическим и научным сообществами Азербайджанской Демократической Республики. Такова была культуросозидательная практика и, которая не подкреплялась полноценным суверенитетом этого государства. Об этом говорил Президент в полной мере откровенности: АДР «не могла управлять страной, Руководители иностранных военных миссий принимали решения», - «независимость была половинчатой, неполной».
В период с 1920 по 1991 годы университет зримо вырос, явил немалую силу, выраженную в интеллектуальном потенциале его профессуры, в масштабности учебно-воспитательной подготовки, в известности за пределами союзного государства. В кануны 90-х годов ХХ века Азербайджанский государственный университет по ряду важнейших показателей был признан одним из ведущих вузов СССР. На 12-и факультетах обучались около 13 тыс. студентов, среди них посланцы 57 стран. Университет был прочно интегрирован в систему хозяйственных и научных связей. Его научные подразделения выполняли хоздоговорные работы на миллионные суммы.
В своей речи Президент, отмечая роль Гейдара Алиева в прогрессе союзной республики, счел нужным напомнить: «Именно под его руководством Азербайджан в советский период поднялся с последнего места на самые передовые позиции среди союзных республик. В то время… существовало несколько отличающих республики признаков. Среди них было и переходящее Красное знамя. То есть, Красным знаменем награждались республики, добившиеся больших успехов в промышленности, сельском хозяйстве и во всех других областях. При Гейдаре Алиеве Азербайджан в течение 13 лет каждый год получал это Красное знамя».
В советские годы регулярно отмечались юбилейные даты университета. 2 ноября 1969 года Гейдар Алиев, на торжественном заседании, посвященном 50-летию университета, говорил: «Юбилей первого высшего учебного заведения на земле азербайджанского народа является событием, общественное значение которого выходит далеко за пределы государственных границ Азербайджана». Азербайджанский государственный университет – детище «братской дружбы и взаимопомощи великой многонациональной семьи советских народов».
В тексте решения по поводу юбилея, подписанного Г. Алиевым, констатировалось: «Создание Азербайджанского университета, одного из первых на Ближнем и Среднем Востоке и первого в Азербайджане высшего учебного заведения, отражало стремление прогрессивных сил нашего народа, передовой азербайджанской интеллигенции мечтавшей о создании национальной высшей школы на родной земле».
В речи 26 ноября Президент упомянул тот факт, что Гейдар Алиев был выпускником Бакинского университета. В этой связи есть резон упомянуть факт, свидетельствующий о том, что коллектив университета первым в республике выразил ожидания от избрания Гейдара Алиева руководителем Азербайджана в 1969 году. В декабре 1969 года партийная организация университета отказалась проводить партийное собрание без участия Г. Алиева, выражая тем самым, протест по поводу поведения секретаря Бакинского комитета партии. Этот протест стал для Г. Алиева фактом запустившим процесс оздоровления моральной атмосферы в республике.
Речь Ильхама Алиева 26 ноября, затронувшая множество актуальных проблем, приметна глубоким постижением властью в лице Президента внутренних движущих сил и стечений исторических обстоятельств.