Пандемия COVID-19 против глобализации, мобильности людей и международно-правовых обязательств
Пандемия COVID-19 серьезно повлияла на глобальную мобильность и миграцию. Необходимо скорректировать подход и политику, проводимую политиками по этому вопросу.
Одной из самых важных проблем в мире перед пандемией был беспрецедентный рост мобильности людей в глобальном масштабе. Фактически, именно из-за глобализации пандемия, начавшаяся в провинции Китая, могла так быстро распространиться по всему миру. Для стран, охваченных антипандемическим соглашением, введены ограничения на перевозки и поездки, и сегодня международную транспортную структуру можно будет сравнить с докризисным периодом. Ожидается, что последствия пандемии будут ощущаться в более долгосрочной перспективе. Страны проводят дополнительную работу по охране здоровья своих граждан, и это влияет на выбор людей в отношении поездок. В данном конкретном контексте это не связано с закрытием границ многих стран, способствует снижению уровня человеческой мобилизации и замедлению глобализации.
Последствия COVID-19 для миграционной политики
В развитых странах о пандемическом процессе говорят с точки зрения миграционных и антииммиграционных программ. Например, в США в первые месяцы пандемии тысячи иммигрантов, ищущих убежища на границе, были депортированы в ответ на пандемию. Это показывает, что текущая кризисная ситуация может быть использована в нарушение международно-правовых обязательств против нежелательной миграции. Развитые страны постараются привлечь в свои экономики мигрантов. С одной стороны, усиление аналогичных мер и политики в отношении лиц, ищущих убежища, и нелегальных мигрантов, с другой стороны, постепенно становится реальностью в ближайшем будущем.
Антииммигрантское настроение в обществе
Пандемии предшествовало усиление антииммигрантских призывов во многих обществах. Иммигрантов и иностранцев обвиняют в распространении болезни в развивающихся странах, а в развитых странах уже существующие антииммигрантские группы обвиняют мигрантов в большей безответственности в распространении болезни и чрезмерной нагрузке на систему здравоохранения. Рост негативного отношения к иммигрантам во время экономического спада, антимигрантской позиции можно ожидать в будущем. Это может способствовать усилению вышеупомянутой тенденции внутренней ориентации и замедлению глобализации.
Иммигранты, которые имеют ограниченный доступ или не имеют доступа к медицинскому обслуживанию, поскольку они не являются гражданами принимающей страны, подвергаются большему риску распространения вируса, поскольку невозможно диагностировать или лечить болезнь. В некоторых странах, например в Португалии, все иммигранты с официальным статусом (иммигранты, беженцы и даже лица, ищущие убежища) получили полный доступ к медицинскому обслуживанию в течение этого времени. Многие страны не признают права иммигрантов, потому что они не предоставляют адекватных услуг.
Вернуться к истокам
Пандемия затронула либо разные слои общества, либо мигрантов. Иммигранты, которые имеют ограниченный доступ или не имеют доступа к медицинскому обслуживанию в своей стране, потому что они не являются гражданами принимающей страны, подвергаются большему риску распространения вируса, потому что невозможно диагностировать, изолировать или лечить болезнь. В некоторых странах, например в Португалии, все иммигранты с официальным статусом (иммигранты, беженцы и даже лица, ищущие убежища) в течение этого времени получили возможность получать полное медицинское обслуживание. Большинство стран не признают эти права для иммигрантов, потому что они не предоставляют адекватных услуг своим гражданам. В этом случае иммигранты с большей вероятностью вернутся в свои страны из-за пандемии и невозможности доступа к услугам здравоохранения в менее развитых странах. Примеры включают возвращение группы рабочих из Колумбии в Венесуэлу из Ирана. и из Пакистана в Афганистан, и из Индии в более мелкие соседние страны.
В будущем, наряду с падением динамики иммиграционного процесса из-за вялой экономики, замедлением глобализации и формированием более внутренней экономики многие мигранты могут иметь тенденцию возвращаться в свои страны.
Лагеря беженцев и репатриантов
Беженцы в лагерях беженцев находятся в авангарде групп, пострадавших от неравномерного воздействия COVID-19. Сегодня десятки беженцев живут в бедных и негигиеничных лагерях в развивающихся странах. Таким образом, лагеря представляют большую опасность для беженцев, живущих в лагерях, в первую очередь, а затем и для целых сообществ, учитывая, что охваченные паникой беженцы могут ускорить распространение болезни.
Точно так же центры содержания под стражей представляют собой серьезную опасность, поскольку заявления от нелегальных мигрантов или лиц, ищущих убежища, не принимаются. Международные организации, в том числе Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН) и Международная организация по миграции (МОМ), призывают международное сообщество защитить мигрантов, содержащихся в этих лагерях и объектах, улучшить их жилищные условия и как можно скорее переселить их. Этот процесс может привести к дальнейшему укреплению международного сотрудничества в области убежища и беженцев.
Негативные экономические последствия пандемии в слаборазвитых странax которые отправляют мигрантов
Экономика некоторых развивающихся стран сильно зависит от внешней миграции, и иммигранты за границей также страдают от пандемии. Такие страны, как Филиппины, Сомали и Мексика, сильно пострадали от пандемии, поскольку в их экономике снизилась безработица, а денежные переводы сыграли значительную роль в ВВП. Причины этого - экономический спад, тот факт, что трудящихся-мигрантов увольняют первыми, потому что они работают на неквалифицированной работе, а те, кто не может получить доступ к медицинскому обслуживанию в своих странах, как правило, возвращаются в свои страны. Помимо экономических издержек, которые пандемия вызовет для экономики каждой страны, экономики стран могут столкнуться с экономическими кризисами в будущем из-за этих факторов.
Тенденция медицинских работников пользоваться услугами мигрантов может усилить конкуренцию среди высококвалифицированных мигрантов. Некоторые страны начали смягчать иммиграционную политику, чтобы облегчить нагрузку на систему здравоохранения, облегчая приезд и трудоустройство медицинских работников. Соединенные Штаты, Германия и Испания, которые ранее мешали иммигрантам, имеющим право на здоровье, работать с различными требованиями соответствия, до сих пор предпринимали шаги в этой области, а также в Соединенном Королевстве. В ближайший период можно ожидать усиления уже существующей международной конкуренции за привлечение высококвалифицированных мигрантов в свои страны, особенно тех, кто работает в сфере здравоохранения.
Высокие риски пандемии в зонах кризисов и конфликтов
Очевидно, что риски пандемии возрастают в зонах кризисов и конфликтов. Несмотря на непрекращающиеся призывы ООН к прекращению огня в зоне конфликта, группы, стремящиеся воспользоваться сосредоточенностью правительства на борьбе с пандемией, усиливают насилие. У людей, живущих в зонах конфликтов, меньше шансов защитить себя от пандемии, и доступ к медицинскому обслуживанию весьма ограничен. Эта ситуация, безусловно, увеличивает количество людей, которые вынуждены покинуть свой дом в более безопасное место или эмигрировать.
Незаконная миграция во время пандемии
Незаконная миграция особенно продолжается в различных регионах, таких как Средиземноморский регион. Большинство мигрантов вынуждены мигрировать из-за ненормальных условий жизни. Кроме того, эти страны используют все средства для предотвращения приема этих мигрантов, а также принимают решительные меры и используют преимущества кризиса, сопровождающего пандемию.
Используемые источники:
- https://www.americanimmigrationcouncil.org/research/impact-covid-19-us-immigration-system
- https://www.nytimes.com/2021/03/14/world/americas/mexico-border-biden.html
- https://migrationdataportal.org/themes/return-migration
- 4)https://migrationdataportal.org/themes/migration-data-relevant-covid-19-pandemic
Эльнара Гарибова
Получила юридическое образование в Бакинском государственном университете и докторскую на факультете «Европейский Союз и международные экономические отношения» Университета Анкары по специальности «Право ЕС». Направления исследований: право и отношения ЕС, конституционное право и гражданство, права человека, процесс миграции, европеизация, европейская идентичность и т. д.