Наверх
skip to main content

Первое лицо

15.11.2019

В интервью телеканалу «Россия», после переизбрания, Ильхам Алиев говорил о преемничестве как реализованном принципе и постоянной сверке своего курса с наследием Гейдара Алиева: «Большое счастье быть сыном великого человека, а также быть рядом в те моменты, когда принимались важные решения. … И, конечно же, я стремился всегда быть на него похожим». В этом интервью, в феврале 2009 года он делает признание, которое проливает свет на характер его политического поведения и публичных выступлений в первый срок его правления в 2003-2008 годах.  «Сегодня я понимаю власть несколько по-другому, чем пять лет назад. Тогда для меня в первую очередь это было большим грузом ответственности. … И перед памятью своего отца, и перед страной, и перед народом. Я понимал, что будущее Азербайджана будет зависеть от действий, которые я буду предпринимать».

Однако здесь следует различать «гейдаровский» дискурс Президента как артефакт принадлежащий к миру политического по Карлу Шмитту и «гейдаровский» дискурс как артефакт служащий задачам мемориальной политики и пропаганды в азербайджанском обществе. В первом случае Ильхам Алиев фактически придерживается тезиса К. Шмитта из его трактата «Понятие политического» (1927): «Понятие государства предполагает понятие политического. Согласно сегодняшнему словоупотреблению, государство есть политический статус народа, организованного в территориальной замкнутости». И далее: «Специфически политическое различение, к которому можно свести политические действия и мотивы, – это различение друга и врага».

Исходя из интуитивно схваченной логики понятия политического, Ильхам Алиев артикулирует тему армянского национализма, - тему откровенных и скрытых врагов азербайджанского государства. Образцом такого рода дискурса является речь на первом заседании новоизбранного Милли Меджлиса 2 декабря 2005 года. «Я не могу сказать, что в Азербайджане существует политическое согласие. Нет. К сожалению, мы пока не достигли того уровня, политическая культура должна достичь такого уровня, чтобы политические партии или стороны, ведущие политическую борьбу, вели ее цивилизованным путем. Однако гражданская солидарность в Азербайджане есть. Народ одобряет и поддерживает проводимую властью Азербайджана политику. Поэтому в Азербайджане нет ни одного фактора, который мог бы обеспечить переворот».

Можно утверждать, что несколько первых выступлений Ильхама Алиева в статусе президента задали рамки его «гейдаровского» дискурса. Сумму знаменательных текстов составляют речи на посвящении в президенты, в кабмине и на празднике Рамазана – соответственно 31 октября, 17 и 24 ноября 2003 года. Cюда можно добавить его речь на церемонии вручения награды медийной группы (ANS и фонд Ч. Мустафаева) 30 января 2004 года, которую инициировали представители «четвертой власти».  Эти выступления носят, подчеркнуто политический характер. В этих первых выступлениях нового президента концепт «Гейдар Алиев» нагружен идеей преемственности и, следовательно, легитимизирующей задачей. В 2003-2005 годах частотность упоминаний президентом имени Гейдара Алиева была наиболее высокой.

Его речь в процедуре посвящения в президенты 31 октября 2003 года пронизана мыслями о Гейдаре Алиеве. Первые слова в речи нового президента: «Я оправдаю это высокое доверие, достойно справлюсь с этой задачей, продолжу политику Гейдара» и концовка этой речи: «Обращаясь сегодня с этой высокой трибуны к нашему дорогому Президенту господину Гейдару Алиеву, я говорю: дорогой Президент, мы добьемся того, чтобы современный Азербайджан, являющийся Вашим произведением, стал могущественнее, богаче, достиг всестороннего развития, Вашим путем мы пойдем к новым победам»,- полны драматизма: Гейдар Алиев признается моральным главой государства, он жив и будет жить в духовном плане, и он в то время был жив физически.

«Выборы еще раз показали, что в Азербайджане нет альтернативы» программе Гейдара Алиева, и для всестороннего будущего развития Азербайджана она должна быть продолжена»- говорил Ильхам Алиев на первом заседании Кабинета министров 17 ноября 2003 года.

«Я неоднократно заявлял, что буду продолжать политику Гейдара Алиева. В том числе и в этой сфере», то есть религиозной сфере, говорил Ильхам Алиев, через неделю, на церемонии вечернего разговения по случаю священного праздника Рамазан.

В этой речи были озвучены мысли, указывающие на то, что мобилизационный характер этих речей новоизбранного президента был отражением политической реальности. Он сказал: «Мы все, члены общества, здоровые силы желаем, чтобы в Азербайджане была продолжена политика Гейдара Алиева». Наличие сил, которые к здоровым силам не отнесешь, осознавалось как отсутствие полного единства и как угроза власти. В этом плане выступление Ильхама Алиева в телекомпании ANS 30 января 2004 года было в основном  посвящено почившему Гейдару Алиеву, поскольку решением Фонда имени Чингиза Мустафаева и Группы компаний ANS он был объявлен человеком года, причем второй год кряду. «Сегодня мы, - говорил И. Алиев, - должны смириться с его физическим отсутствием. Но это… не должно подорвать наш дух. Живет его политика, живут его идеи, живет и будет жить созданная им страна - независимое Азербайджанское государство. Наш долг заключается в том, чтобы идти по указанному им пути. Уверен, что все мы - азербайджанский народ - останемся верны его идеям. Мы будем идти вперед по указанному им пути, добьемся всестороннего развития и укрепления нашей Родины».

В этой речи президент напомнил об отношении Гейдара Алиева к прессе, как  и ранее об отношении к религии и к Исламу, в частности. В этот период новый глава государства думал о такой политической задаче как достижение единства классов и социальных групп посредством постановки такого концепта как наследие Гейдара Алиева.

Этот мотив прочитывается в его последующих выступлениях на встрече с предпринимателями, с бизнес-сообществом 3 февраля 2004 года. Президент связал идею всестороннего развития страны с обязательствами предпринимателей и с новорожденной в 1993 году традицией государственного содействия институту предпринимательства: Гейдар Алиев «уделял огромное внимание этому вопросу». Предпринимателям полагалось стать движущей силой в реализации девелопменталистских региональных программ.

В разряде речей мобилизационного характера с использованием «гейдаровского» дискурса та, что была произнесена 11 марта 2004 года на заседании правления Партии «Ени Азербайджан» - главной институциональной партии в политической системе Республики. «Выборы стали для всех нас большим испытанием»: «они проводились в таких условиях, когда состояние здоровья общенационального лидера нашего народа было неудовлетворительным», - сказал президент. «Период после выборов также был сложным для Азербайджана. Народ потерял своего лидера. Для всех нас это явилось большим испытанием, большой трагедией. … В своих предвыборных выступлениях я неоднократно говорил, что останусь верен этой политике. И отнюдь не только потому, что Гейдар Алиев - председатель нашей партии, Президент страны или мой отец. А потому, что я, как гражданин, как политик, ясно вижу, что альтернативы этой политике в Азербайджане нет».

Мемориальные речи президента в 2003-2018 годах характерны выстраиванием событийной истории новой суверенной азербайджанской государственности, плотно сопряженной  с деятельностью Гейдара Алиева в 1993-2003 годах. В практику вошли поездки президента в регионы, в программу которых входит открытие музеев и памятников Гейдару Алиеву. Эти общеизвестные факты-события содержат множество фактов сознания, обнаружение  которых нельзя свести к одноразовой исследовательской процедуре.

В рамках небольшой статьи можно вывести: поездки Президента в регионы страны, будучи регулярной управленческой практикой, заключает в себе познавательные моменты. События материального ряда непременно дополняются ритуалами духовной жизни. Современное азербайджанское государство унаследовало понимание символических ресурсов властвования: общество не может пристойно существовать без идеалов. Государство сильно хозяйственным развитием, но оно уязвимо без скрепляющих нацию невещественных сакральных образов. Это демократическая традиция, - в буквальном смысле «передача» приемов и ценностей, отвечающих представлениям народа о власти.

«Гейдар Алиев является основоположником современного и независимого Азербайджана. … Наша современная история, славная история начинается с 1993 года. … Экономические реформы опирались на принципы рыночной экономики. Это тоже было революционным изменением. … Стала реализовываться нефтяная стратегия. … Начался процесс строительства армии… По его инициативе были сформированы идеологические основы нашего государства. Строительство современного государства на сильном и прочном фундаменте, на национальных ценностях является одним из основных направлений политики Гейдара Алиева. Именно Гейдар Алиев представил обществу идеологию азербайджанства. Сегодня философия азербайджанства является одной из наших основных идеологических опор».
        

Традиция одухотворения социально-экономических реалий, придание им морального значения родилась в прошлые годы. Время показало, что такая практика сохранила свой мобилизующий потенциал. Особенность евразийских народов: хозяйственные свершения инициируются государственной властью - и, тем самым, укрепляют принцип морально-политического единства верховной власти и народа. Дискурс президента Азербайджанской республики о Гейдаре Алиеве отражает основополагающую социокультурную черту азербайджанского социума. Образ Гейдара Алиева связан с кругом переживаний. Народному сознанию подсудны социальные и нравственные принципы государственного устройства, соотношение этих принципов с современным политическим опытом. Но в такой опыт входят и привычки, и предрассудки, и увлечения. В этом смысле точкой отсчета в Азербайджане была и остается власть. Власть демократического государства. В одном из своих выступлений президент, обозначил синтез двух ценностных начал, -  нашим национальным подходом, сказал он, является построение экономики Азербайджана «на верной основе», - «это полнообъемная рыночная экономика с полновесным государственным контролем».

Ответственность за будущее все более осознается президентом и как ответственность за блистательное прошлое. Есть такая ответственность, - есть нация, есть государство. «В течение 70 лет Азербайджан существовал как социалистическая республика в составе Советского Союза. Хотя мы были лишены государственной независимости, те годы также были успешными для Азербайджана. В те годы в Азербайджане был создан очень мощный промышленный потенциал. В Азербайджане стремительно развивалось сельское хозяйство. Чрезвычайно важные для нашей страны промышленные предприятия, в особенности предприятия, созданные в нефтегазовой сфере, и сегодня служат независимому Азербайджану» (2010 г.) В своем выступлении 27 мая 2011 г. президент говорил: «Азербайджанская Демократическая Республика пала через два года. После этого в Азербайджане начался советский период. Несмотря на все трудности и идеологические рамки, этот период тоже был успешным для Азербайджана. В советский период Азербайджан развивался, были решены социально-экономические вопросы, положен конец безграмотности, - считаю это историческим достижением, - в Азербайджане был придан импульс развитию науки, и в особенности, в 70-е годы в Азербайджане сформировался промышленный потенциал. Тот потенциал, который сегодня в ряде случаев имеет огромное значение и в развитии независимого Азербайджана. Получило развитие сельское хозяйство. Словом, еще раз говорю, несмотря на идеологические рамки, тот период также был успешным для Азербайджана».

(Часть 1)

(Часть 2)

Лачын Аббасов
Центр Социальных Исследований