Наверх
skip to main content

Первое лицо

13.11.2019

Предметом настоящего исследования являются публичные тексты (дискурсы) Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева во всем богатстве заключенных в них смыслов – основополагающих в идейно-политических ориентирах азербайджанского постмодерного общества, в силу наличия национальных традиций, полагающих весомый потенциал личностного фактора. Дискурс есть социокультурное образование, он устойчиво нормативен, он продукт определенной эпохальности, а в нашем случае – это культура и мировоззрение Азербайджанского модерна (1918-1991). Дискурс исторически меняется, будучи надындивидуальным явлением. Дисциплинарные дискурсы с концептуальными формами общественного сознания присущи государственным деятелям и как таковые представляют предмет изучения.
 

Социологический подход вооружает практику научными методами и верифицируемыми теориями. Социологии присущ особый критерий научности — это «способность социологии не только заниматься различными видами научной деятельности, но и, что важнее всего, формулировать обобщенные принципы объяснения социального мира». Социология во всех ее направлениях «вмещается» в концепцию И. Лакатоса «исследовательская программа», как научное достижение, породившее прогрессивный сдвиг в формулировании когнитивных проблем и способов их решения.Тем не менее «социологическое знание… не является гомогенной системой,… в ней присутствуют разнокачественные уровни — теоретический и эмпирический». Помимо того, в теоретико-методологический корпус социологии включено «метатеоретическое (философское) знание». Философия (в ее онтологическом и аксиологическом статусах) определяет мировоззренческий вектор и теоретическую интерпретацию событий, явлений и фактов. Любая теоретическая концепция, относящаяся к истолкованию социального, так или иначе «сопряжена с более общим мировоззренческим подходом, философским взглядом на человека и его бытие в этом мире».

Явление, заслуживающее самого пристального внимания,  неклассический эпистемологический образ социологии. «Социология как наука реально существует… как дискурс - субъективная речемыслительная деятельность особого качества, которое фиксируется, если говорить на философском языке, лексемой "социологический дискурс". Это особая речемыслительная система, где органично связаны язык и мысль. Понимание такой связи - связи языка… и мысли… в "сопринадлежности друг другу", как "взаимообоснования" (М. Фуко), получило окончательное и неоспоримое подтверждение в современной науке».

Анализ идеологических текстов политического деятеля невозможен без применения инструментария политической философии. Политическая философия как критическая и практическая дисциплина, изучающая природу политики, разрабатывает идеалы, критерии оценки политики. «Все политические философы должны решать некоторые общие проблемы, и должны это делать в свете одних и тех же реалий сегодняшней жизни, с её характерными потребностями, устремлениями и сложностями».

В поле размышлений о характере конкретной политической власти, олицетворяемой государственным деятелем современности, надо вносить знаменитую дихотомию Карла Шмитта, выраженную в категории «политическое». «Специфически политическое различение - это различение друга и врага… Смысл различения друга и врага состоит в том, чтобы обозначить высшую степень интенсивности соединения или разделения, ассоциации или диссоциации».

Когнитивный багаж политической социологии позволяет раскрыть функционирование основных институтов власти - государства, политических партий и общественных движений через мировоззрение личности, полагаясь на истины политического сознания и его организационной формы - политической идеологии.

Конкретизация власти, ее объективация в масштабах общества, во времени, в пространстве, в социальном взаимодействии связана с властными элитами. Властвующая  элита  Азербайджана «состоит из  людей,  занимающих  такие позиции,  которые дают им возможность… принимать решения, имеющие  крупнейшие последствия».

Карл  Манхейм  отмечал,  что  «элита  в  областиполитики  и  организации  создает  интеграцию  многочисленных волевых  импульсов».

При изучении текстов Президента Ильхама Алиева значительным системообразующим корпусом знаний, мнений, смыслов и гипотез является  политическое сознание. Политическое сознание является частью общественного сознания. Политическая позиция – это те черты личности, которые выражают убеждения, оценочные суждения, стилевые предпочтения – поведения.

Публичные выступления официальных лиц - это всегда дискурс власти: Сам дискурс становится властью. Функция публичного выступления главы государства регулируется,  регламентируется и контролируется исторически сложившимися ментальными обычаями и предустановлениями элиты.

Потребность в детальном изучении корпуса текстов Ильхама Алиева, взятого в единстве с интеллектуальным наследием Гейдара Алиева, работает на постижение облика современного Азербайджанского государства.

Речи Президента занимают особое место в раскладе общественного внимания: в них явлены воля и резоны главы государства. В своей речевой практике Президент Азербайджанской Республики определенным образом «санкционирует» ту или иную трактовку происходящих событий, формируя необходимые контуры общего восприятия складывающейся ситуации. Именно по вербальным средствам, то есть по языку, по его символическим и синтаксическим аспектам можно судить о психологической структуре верховной государственной власти и, конечно, о самой личности – Президенте Азербайджана, о психологической особенности его обращений к народу.

Еще одна причина внимания – индивидуальная особенность его речей. Лингвистическая одаренность позволяет ему говорить без бумаги, изъясняться на трех языках: азербайджанском, русском и английском. Здесь познавательная ценность достоверна: предмет внимания не «запакован» в предложения, подготовленные аппаратом. Тексты беспримесно индивидуальны, они свободны от безликих, ритуальных словоупотреблений, присущих официальным текстам. В этом смысле он длит традицию, заложенную Гейдаром Алиевым в 90-х годах. Он перенял его умение говорить, не комкая фразы и не ужимаясь в изложениях проблемных тем. Его речи позволяют познать исповедуемую им политическую философию. Президент санкционирует ту или иную трактовку происходящих событий, он формирует контуры восприятия ситуации или события. Каждый его текст является интертекстом, то есть другие его тексты присутствуют в нем в более или менее узнаваемых формах. Его выступления - это, по существу, единый интертекст - с внутренними перекличками отдельных частей, с повторами и уточнениями, сцепленных между собой единством нескольких главенствующих идей. В целом речи Ильхама Алиева ставят перед вдумчивым читателем важное условие: понимать не ее, а ею. Понимать азербайджанские духовные реалии сквозь призму восприятия выборного главы государства.

Президент унаследовал ценности плеяды азербайджанских политиков, - они вошли в историю практиками модернизации. Это традиция, к которой он принадлежит неотрывно. Им была присуща проектная логика жизни: они вкладывали ресурсы в масштабные проекты — будь то промышленность, сельское  хозяйство, культура или образование, — и все это в расчете на быструю зримую отдачу. И, конечно, первый в ряду государственных деятелей Азербайджана - Гейдар Алиев. В выборе такого рода, между прочим,  коренится немаловажная истина: талант государственного деятеля плюс воля к победе могут быть сильнее, чем деньги и технологии. Широта мышления президента заложена в его личностном и социальном прошлом. Именно добротное образование, полученное в 60-80-х годах, породило сплав знаний, панорамное представление о мире и задачах государства в череде уникальных ситуаций современности.


 

Лачын Аббасов
Центр Социальных Исследований